Смоленская область – одна из самых пострадавших в годы Великой Отечественной войны. На ее территории были полностью или частично разрушены все населенные пункты, превращены в руины 247800 домов, 935 промышленных предприятий, 3061 учреждений культуры и т.д. Общий материальный ущерб составил более 40 миллиардов рублей. Была уничтожена социально-экономическая инфраструктура, которая создавалась многие десятилетия – и в годы советской власти, и в дореволюционный период.
По масштабам суммарных разрушений Смоленская область занимала одно из первых мест в СССР, а среди центральных регионов с ней не мог сравниться ни один другой край. Это объясняется особенно интенсивными боевыми действиями на западном стратегическом направлении. Нашей армии не удалось стремительно освободить Смоленщину – процесс изгнания захватчиков с этой земли растянулся почти на два года.
Хотя гитлеровские войска и терпели поражение за поражением в ходе широкомасштабных наступательных операций Красной Армии, но отходили они всегда планомерно и организованно, в полной мере реализуя тактику «выжженной земли». Например, в Смоленске, накануне его освобождения, практически целую неделю орудовало несколько команд «факельщиков», превративших город в руины. Фашисты полностью уничтожили 6550 жилых домов – 93 процента жилой площади, все 320 промышленных предприятий, железнодорожный узел, электростанцию, водопровод, больницы, школы, телеграф, телефон, памятники культуры. Оставшиеся здания были заминированы. Только в первый день освобождения в подвалах домов и в цехах льнокомбината саперы нашли и обезвредили более двадцати авиационных бомб, весом в четверть тонны каждая. Фашисты не успели использовать эти бомбы по прямому назначению и снарядили их как мины замедленного действия. Такую мину извлекли на перекрестке около Базарной площади. Она должна была взорваться через двадцать одни сутки – уже в мирном городе.
Лишь за десять дней после освобождения Смоленска минерами было извлечено из различных зданий более 100 тысяч килограммов авиабомб и мин замедленного действия.
Проблема обезвреживания минных полей требовала решения по всей Смоленщине – земля была просто нашпигована смертоносным металлом. Но своими силами область не могла справиться с очисткой территории. Каждый месяц от подрывов на минах гибли десятки людей. Исправить положение стало возможным только в 1945 году, когда сюда были направлены военные минеры, а областная организация Осоавиахима подготовила несколько специальных команд. На 80 процентов эти отряды состояли из подростков 15-17 лет, прошедших ускоренный курс обучения.
На 1 июля 1945 года на разминировании в Смоленской области работало 718 человек, было обнаружено и уничтожено 254566 мин. Это был боевой подвиг в мирное время!
В 1946 году была разминирована и проверена территория в 5533,7 квадратных километров, обнаружено и обезврежено 79287 единиц боеприпасов. Только в одном Семлёвском районе их было обезврежено более 8140 единиц.В районе Красного разминировано 2 минных поля – обезврежено более 2 тысяч мин.
Минирование и поджоги стали у фашистов при отступлении формой ведения войны. В Вязьме, перед отводом гитлеровских войск с территории Ржевско-Вяземского плацдарма с 20 февраля по 6 марта 1943 года, оккупанты произвели 476 взрывов. В 28 районах области гитлеровцами было полностью сожжено 2265 деревень и сел, и это не считая тысяч населенных пунктов, подвергшихся частичному уничтожению.
Степень разрушения социально-экономической инфраструктуры края была настолько велика, что восстановить ее без помощи центральных органов власти и помощи братских республик и областей СССР было невозможно (ФОТО – 3,4,5).
21 августа 1943 года было опубликовано постановление совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В стране развернулось патриотическое движение по оказанию всесторонней помощи областям, наиболее пострадавшим от фашистских захватчиков. Оно вылилось в ярчайшую демонстрацию единства и нерушимой дружбы советского народа.
В соответствии с этим постановлением Смоленск получил две дизельные электростанции, которые на первых порах решили проблему снабжения электричеством. На восстановление жилищного фонда, промышленных предприятий, коммунального хозяйства, школ и больниц выделялись значительные денежные средства, строительные материалы, оборудование, автомобильный транспорт.
Трудящиеся разных городов, областей и республик страны брали шефство над городом, включались в движение под девизом «Для возрождения Смоленска». В центральных и местных газетах публиковались сообщения о том, что швейники Москвы установили шефство над швейной фабрикой Смоленска, на свои средства оборудовали на ней цех на 50 машин; коллектив сотрудников московской Государственной публичной исторической библиотеки собрал и направил в Смоленск более 20 тысяч томов различных книг; две смены рабочих Куйбышевского кабельного завода решили дать сверх плана по 10 процентов продукции каждая, а заработанные деньги отчислить в фонд восстановления Смоленска; бюро Ивановского горкома партии и исполком Ивановского горсовета постановили взять шефство над Смоленском и оказать ему помощь в восстановлении разрушенного оккупантами хозяйства.
В короткий срок Смоленск в порядке шефской помощи получил оборудование почти на 2 миллиона рублей. Только из одного Куйбышева пришло более 110 вагонов техники.
Помощь оказывалась как Смоленску, так и хозяйствам и предприятиям области. Например, колхоз имени Сталина Родниковского района Ивановской области взял шефство над сельхозартелью «Вперед к коммунизму» Сычевского района и обязался помогать ей до полного восстановления. Летом 1943 года он прислал 25 коров, 15 свиней и 25 овец.
И такие факты были не единичны. Из городов Москвы и Куйбышева, из Ивановской, Владимирской, Тамбовской областей, Мордовии, Туркмении, Узбекистана в Смоленскую область шли составы с продовольствием, сырьем, оборудованием, одеждой, строительными материалами и медикаментами. Колхозами и совхозами области за 1943 год было получено из других областей: 1074 лошади, 6444 голов крупного рогатого скота, овец – 16007, свиней – 1152 и т. Д.
Вдохновленные поддержкой всей страны смоляне старались сделать все, чтобы в короткий срок залечить тяжелые раны войны. Это была грандиозная задача, а решать ее пришлось населению, утратившему свою наиболее трудоспособную часть.
Численность жителей Смоленщины на 20 октября 1943 года насчитывала 1267261 человек, что составляло 47 процентов от довоенного уровня – более 300 тысяч человек были призваны в ряды Красной Армии, 400 тысяч не вернулись из эвакуации, более 500 тысяч погибли в период оккупации или были угнаны в Германию. Этот факт выделял Смоленскую область из общего числа территорий РСФСР, подвергшихся оккупации. Ни в одной области, освобожденной в 1943 году, не наблюдалось такого резкого сокращения населения.
Из общего количества жителей Смоленщины граждане эффективного трудового возраста от 18 до 49 лет составляли меньше 30 процентов, причем мужчин этого возраста насчитывалось всего 9,8 процента. Половину населения области составляли старики и дети.