С чего начинается Родина

Последние годы в стране наблюдается музейный бум. У него много сторон, самая очевидная – все больше посетителей и все длиннее очереди, особенно на «выставки-блокбастеры». Более ста миллионов посещений за 2019 год – это при 140-миллионном населении страны! Пандемия, конечно, внесла свои коррективы, но после снятия всех ограничений, предположим что этот бум продолжится. Ведь, с другой стороны, сами музеи, вступив в конкурентную борьбу за посетителя с торговыми центрами, кинотеатрами и прочими местами проведения досуга, сами становятся все более интересными и открытыми. Расширяется круг предлагаемых программ – от проведения дней рождений и квестов (с разговорами с молодежью на их языке) до специализированных лекториев, занятий по интересам, активным выходом в Интернет, и т.д.

Долгое время, в 90-е годы прошлого века и начале нулевых музеи вынуждены были выживать. Огромные слова благодарности всем музейным работникам, как и врачам, учителям, которые, несмотря на сложные экономические условия, остались верны своему делу. Продолжали учить и лечить, сохранять и изучать – в случае с музеями. Низкий поклон.

И вот, сейчас, следом за самыми известными и желанными музеями – Эрмитажем, Петергофом, Пушкинским музеем, Третьяковской галереей и Музеем Победы выстраиваются очереди в менее известные федеральные учреждения, в региональные и муниципальные музеи. Собственно, в ближайшем к месту рождения и детства музею и зарождается интерес к изучению истории семьи, родного края. Так было всегда. И огромную роль в приобщении к генетической памяти своего народа, к истории всей страны, играют школьные музеи.

Это неправда, что они появились только в СССР. Музеи при учебных заведениях стали появляться в век рождения Эрмитажа. Например, в Иркутске первый общественный школьный музей был открыт в 1782 году – спустя год после открытия самой школы.  Подъем школьного музейного дела происходил и в начале прошлого столетия, и конечно, в 1930-40-е годы. А в середине XX века появилась сеть школьных музеев, которые, конечно, несли и огромную идеологическую функцию, воспитывая пионеров и комсомольцев, будущих коммунистов. Стыдиться этого не надо, это часть нашей истории, в которой было много хорошего. В музеях проводились встречи с заслуженными земляками, ветеранами Великой Отечественной войны, уроки родиноведения и истории. В школьном музее начинался путь становления школьника, человека и гражданина. Увлеченные учителя, собиратели истории увлекали детей рассказами о прошлом. Связь времен, и не по учебникам, не по важным, но абстрактным для ребенка событиям, проходившим не где-то в другом месте, а именно здесь. Так собиралась большая история великой страны – из маленьких, но не менее значимых событий твоего города и края.

Чем можно увлечь нынешних детей? Компьютеры и гаджеты – все это здорово и нужно, но настоящая жизнь не в сети. Чтобы появилось желание ходить в музеи, нужно сделать интересным школьный музей. Просторным и современным, что и произошло в одной из школ города Гагарина – средней школы № 3 имени Ленинского комсомола на грант Минкультуры России и при участии смоленского отделения Союза краеведов России, Российского военно-исторического общества, Музея «Бородинское поле» и Музея Победы на Поклонной горе. У последнего, кстати, есть своя программа работы с «малыми» музеями страны под названием «Школьный Музей Победы». Лучшие школьные музеи могут представить свои экспозиции на Поклонной горе, получать консультации и долгосрочное экспертное сопровождение ведущих музейных сотрудников, стать партнером Музея Победы.

В обновленном музее школы №3 имени Ленинского комсомола, который готов к открытию. В нем рассказывается об истории школы, замечательном педагогическом коллективе, о том, каким музей был раньше. И – кратко, но содержательно обо всей истории Гагаринского края. Посетив его, можно получить представление о том, в каком замечательном городе довелось родиться, учиться и жить.

И получить ответы на многочисленные вопросы. Например, почему велся спор о дате основания Гжатска? Когда в городе появились первые учебные заведения и промышленные предприятия? Как появление железной дороги сказалось на судоходстве по Гжати и гжатском купечестве? Когда и где в Гжатске останавливался Сталин? Каким был быт советского школьника еще несколько десятилетий назад, и почему гагаринские школьники гордились тем, что форма производилась в нашем городе, и причем тут робот Вертер из культового фильма 1980-х «Гостья из будущего»?

Все гордятся самым известным нашим земляком – первым космонавтом Земли Юрием Гагариным – конечно, в школьном музее рассказывается о нем. Но есть и рассказ о других наших известных земляках – военачальнике эпохи наполеоновских войн Алексее Гамене, полководце Первой мировой войны Петре фон Глазенапе, комиссаре Федоре Солнцеве, памятник которому стоит в самом центре города, академике и основателе кафедры кибернетики МГУ Андрее Тихонове. О героях Великой Отечественной войны и Герое России, учившемся в школе Алексее Румянцеве, актрисе Надежде Румянцевой и певце Николае Носкове. Все они (и многие другие) – гжатские, гагаринские.

Роль школьных музеев в образовательном процессе огромна. Пример обновления одного музея – это один из шагов к государственной программе по развитию школьных и малых музеев, которая, не сомневаемся, обязательно появится в стране.

 

В.Кононов

(и другие благодарные выпускники 1994 года школы № 3 им. Ленинского комсомола).