Сердце Железного дровосека

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка Александра Ларюцкого «Живое из неживого». В экспозиции представлены скульптурные композиции, интерьерные панно, графические работы и фотографии пламени, в причудливых отблесках которого можно разглядеть силуэты людей и животных.

Александр Ларюцкий большинству жителей Смоленска известен как автор городской скульптуры в стиле стим-панк. Например, улиток Сальвадора Дали и пса Полкана у входа в тот же Центр Тенишевых. А выставка – это возможность познакомиться с новыми гранями творчества художника.

— Стим-панк в моём исполнении со временем стал перерождаться в какие-то более эмоциональные вещи, — рассуждает Александр Ларюцкий. – Это уже не просто набор холодных бездушных шестерёнок, а некий образ, с помощью которого можно передать любовь, нежность, заботу. И выставка «Живое из неживого» даёт возможность показать, как благодаря воображению можно разглядеть что-то необычное во вполне обыденном предмете. Собственно, так и рождаются ангелы из топора.

Ангелов на выставке много. И одиночных скульптур, и даже целыми семьями. «Рождение ангела», «Ангельское семейство» — трогательные работы, вызывающие в душе щемящее чувство нежности и теплоты. Им под стать Звездочёт и Железный дровосек, забавные разноцветные вороны, играющий с бабочкой пеликан и другие представленные здесь скульптуры.

— Меня как-то попросили сделать маску со страшным оскалом. Я даже браться не стал – не моё. Мне больше нравится делать что-то доброе. Поэтому здесь даже змея не страшная – она просто свернулась клубочком и смотрит на всех нас.

Истоки увлечения «железками» можно разглядеть в рисунках, которые были сделаны «ещё до металла». В них тоже есть элементы технических деталей и сложных схем, трансформированных в некие философские этюды. Здесь же представлено и одно из недавних увлечений автора – фотографии пламени.

— Однажды совершенно случайно я сфотографировал огонь в камине на даче. И увидел в нём профиль Пушкина. И теперь я каждый день, приходя в гараж, где у меня мастерская, разжигаю печку и фотографирую огонь. Чтобы посмотреть, какой сюрприз он преподнесёт мне.

В общем, выставка чудесная. В том смысле, что оставляет у зрителя послевкусие реальности любого чуда. Когда у каждого Железного дровосека появляется трепетное и любящее сердце. А из грубого топора вдруг рождаются трепетные ангелы…

Ольга Суркова