Память хранит все

5 сентября члены Правления Смоленского областного отделения Международного общественного фонда «Российский фонд мира», администрация Михновского сельского поселения, сотрудники Департамента Смоленской области по внутренней политике провели благоустройство братского захоронения жителей деревни Александровка – колхозников национального цыганского колхоза «Сталинская конституция», расстрелянных 24 апреля в 1942 году фашистскими оккупантами. Была благоустроена территория у памятника, дорога к нему, высажены плакучие ивы и цветы.

О трагических событиях 24 апреля 1942 года свидетельствует «Справка о массовом истреблений советских граждан – цыган немецкими захватчикам в дер. Александровское, расположенной в 5-ти клм. от города Смоленска» Главного архивного управления при Совете Министров СССР:

«9-го октября 1943 года от 9-ти граждан дер. Александровское в Государственную Чрезвычайную Комиссию по расследованию злодеяний, совершенных немецкими оккупантами, поступило заявление о том, что 24 апреля 1942 года в дер.Александровское карательным отрядом гестапо, прибывшим из гор. Смоленска, было зверски расстреляно около 180 человек цыган.

В целях проверки этого заявления было произведено расследование, допросом 10 свидетелей установлено следующее:

23-го апреля 1942 года перед вечером из гор. Смоленска в дер. Александровское прибыли 2 немецких офицера и явившись к старосте предложили ему составить посемейный список жителей бывш. национального цыганского колхоза «Сталинская Конституция» с подразделением на русских и цыган с включением в него всех мужчин, женщин, стариков и детей.

24-го апреля в 5 часов утра прибывшим из г.Смоленска карательным отрядом «СС» в количестве до 400 человек, возглавлявшимся группой офицеров, дер. Александровская была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни как русских, так и цыган выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру.

Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты деревни, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя, их на русских и цыган. После сортировки, русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной.

Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдали лопаты и в 400-метрах от деревни предложил вырыть две ямы.

Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками.

Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны.

Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму.

Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму.

Всю лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности, немцы увезли с собой в Смоленск.

Всего было расстреляно 176 человек. Из этого количества 143 чел. установлено: 62 женщины, 29 мужчин и 52 детей, 33 не установлены за отсутствием посемейных книг».