Свадьба пела и плясала

Команда проекта «Земля кривичей…» познакомилась с особенностями свадебных обрядов на Смоленщине и в Беларуси. Этой теме был посвящён заключительный день фестиваля «Неделя русских традиций», проходившего в Смоленском областном центре народного творчества.

Фольклорно-этнографический ансамбль «Реченька» из Ельни представил небольшую реконструкцию «Утро невесты».

— Это традиция последних приготовлений невесты к свадьбе, когда рядом с ней – только самые близкие: родители, крёстные, подружки, — рассказывает руководитель народного этнографического ансамбля «Реченька» Елена Варфоломеева. – Невесту собирают, наряжают и благословляют на долгую и счастливую семейную жизнь. Можно сказать, что это своеобразное прощание девушки с беспечной юностью. Мы восстанавливали этот обряд буквально по крупицам – по воспоминаниям наших бабушек.

Один из ярких элементов обряда – нарядная ёлка, которую устанавливал в каравай. Дерево для этого использовалось достаточно большое, чтобы невеста могла за ним спрятаться. И украшали эту ёлку лентами, бусами и конфетами как раз в утро свадьбы, чтобы потом, когда соберутся все гости, нарядные веточки можно было продать как символ удачи.

Народная фольклорная группа «Живица» и народный театр «Матулина песня» из Республики Беларусь показали фрагменты традиционной белорусской свадьбы: с обрядовыми песнями и плясками.  

Гости увидели, как проходили старинные свадебные церемонии, услышали аутентичные свадебные песни и познакомились с элементами народного свадебного костюма.

— Конечно, в каждом районе Беларуси свадьба может проходить по-разному: будут отличаться песни, танцы, обряды, — поясняет режиссёр народного театра «Матулина песня» Тереса Адамович. – Хотя какая-то общая канва всё же прослеживается. Например, венок невесты как символ невинности. Его могла надеть только девушка, сохранившая свою честь до свадьбы. А если невеста оказывалась с изъяном, свекровь могла публично выказать ей своё неуважение. При этом девушки не пытались обмануть общественность, поскольку больше людского порицания боялись гнева божьего, который мог вылиться на будущих детей.

Традиционные свадебные блюда тоже могли отличаться в зависимости от местности. Например, в Слонимском районе пекут знаменитые на всю Беларусь «рогатые» пироги. А на родине Тересы Адамович обязательным атрибутом угощения всегда была «яешня».

— Яешня – это не яичница, — продолжает Тереса. – Её делали непременно в русской печке. В алюминиевую миску кладётся шматок масла. Когда оно растопится, вливается масса из пятнадцати разболтанных яиц и молока. Всё это томится в печке минут сорок. И сразу подаётся на стол. Без такой пышной яешни у нас свадьбы не бывает…

Напомним, что проект «Земля кривичей – территория единства народов России и Беларуси на основе общей истории и культуры» разработан Смоленским отделением Российского фонда мира и поддержан Фондом президентских грантов. Народные традиции российско-белорусского пограничья – тема медиа-выставки «Земля кривичей», которая запланирована на 2025 год.