Смоленщина — земля великих имен. Командир 1-го гвардейского воинского соединения в Красной армии, гвардии генерал-лейтенант Иван Никитич Руссиянов

Иван Никитич Руссиянов родился 11 сентября 1900 года в деревне Щуплы (ныне Смоленского района Смоленской области) в крестьянской семье. Закончил неполную среднюю школу. С ноября 1919 года служил в РККА. Принимал участие в Гражданской войне. Воевал против Польских войск и при подавлении бандитизма в Смоленской губернии.

С сентября 1921 года Руссиянов учился в 3-й пехотной Западной школе комсостава в Смоленске, которую закончил в 1924 году. С этого времени начинается его жизнь как кадрового военного. С сентября 1924 по 1930 годы Иван Никитич служил на различных должностях в 81-м стрелковом полку (27-я стрелковая дивизия, Белорусский Военный округ). В 1931 году Руссиянов закончил курсы усовершенствования комсостава «Выстрел» и в дальнейшем продолжал служить на командирских должностях в дивизиях Белорусского военного округа.

В начале июня 1940 года И.Н. Руссиянов был назначен на должность командира 100-й стрелковой дивизии (2-й стрелковый корпус, Западный Особый Военный округ) и ему было присвоено звание «генерал-майор». В мае 1941 года закончил курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Академии Генерального Штаба имени К.Е. Ворошилова и вернулся в родную дивизию.

В июне 1941 года дивизия Руссиянова дислоцировалась недалеко от Минска. В первые же часы Великой Отечественной войны генерал получил приказ остановить танки, рвавшиеся к Минску. Задача была почти невыполнима: дивизия имела несколько батарей 45-миллиметровых орудий и их осколочные снаряды не причиняли существенного вреда танковой броне. Руссиянов вспомнил рассказ своего друга, воевавшего в Испании, как интернационалисты использовали против танков бутылки с бензином и решил применить этот опыт в бою. Результат был ошеломляющим. Уцелевшие вражеские машины повернули назад. В этом первом бою было сожжено 57 немецких танков, враги откатились назад, на исходные рубежи. Но главный результат боя состоял в том, что бойцы убедились – врагов можно бить и танки отлично горят от «стеклянных гранат». Эта весть быстро разнеслась по всем подразделениям дивизии. В первом бою в дивизии оказалось немало пленных, и почти все они с удивлением говорили о «новом страшном оружии русских», которое сжигает броню.

Особенно отличилась 100-я стрелковая дивизия в 1941 году в боях за ликвидацию ельнинского выступа и освобождение города Ельни. Перед генералом Руссияновым была поставлена задача: силами своей дивизии нанести удар в направлении населенных пунктов Радутино, Макарино, Быково и, соединившись с южной группировкой наших войск, окружить и уничтожить противника. Тагда же, при встрече с командующим группировкой советских войск Г.К.Жуковым, генерал Руссиянов попросил усилить его дивизию новым оружием, о котором в войсках ходили легенды после залпа под Оршей.

Наступление 30 августа началось с артиллерийской подготовки. Заговорили «катюши», вызвав смятение и ужас среди врагов. Но победа давалась тяжело. В полосе наступления 100-й стрелковой дивизии противник имел три линии обороны. Кроме траншей в землю были врыты танки, на огневых точках установлены крупнокалиберные пулеметы и артиллерийские орудия. Между линиями обороны тянулись минные поля. В ходе наступления бойцы дивизии вернулись к испытанному средству – бутылкам с бензином для отражения танковых атак. К 4 сентября дивизия глубоко вклинилась во вражескую оборону, а 5 сентября вышла к железной дороге Ельня-Смоленск. Это был уже тыл вражеской группировки. Опасаясь окружения, немецкие войска начали отходить из района Ельни и 6 сентября наши войска вошли в город.

18 сентября 1941 года был подписан приказ о присвоении 100-й стрелковой дивизии почетного звания. Она стала 1-й Гвардейской стрелковой дивизией. Так, в боях на древней ельнинской земле, родилась Советская Гвардия.

В ноябре 1942 года 1-я Гвардейская стрелковая дивизия была преобразована в 1-й Гвардейский механизированный корпус, бессменным командиром которого оставался гвардии генерал-лейтенант И.Н. Руссиянов. Воины его корпуса, сражаясь в составе 3-й гвардейской армии, отличились в ходе Донбасской и Запорожской операций войск Юго-Западного фронта, освобождая украинские города Дружковка (Донецкая область) и Запорожье. На заключительном этапе войны военачальник умело проявил себя в ходе Венской операции войск 3-го Украинского фронта. Руководимый им 1-й гвардейский механизированный корпус за период с 22 марта по 13 апреля 1945 года участвовал в освобождении городов: Секешфехервар, Дьер, Чорно, Капувар, Шопрон, Вена.

24 июня 1945 года 30 лучших воинов-первогвардейцев торжественным маршем прошли по Красной площади на Параде Победы в составе сводного полка 3-го Украинского фронта.

По окончании войны генерал-лейтенант И.Н. Руссиянов командовал тем же корпусом. В 1946 году он был назначен на должность заместителя командующего 4-й гвардейской танковой армией в группе советских войск в Германии. В 1949 году Иван Никитич закончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова и в 1950 году был назначен на должность заместителя начальника Управления военных учебных заведений бронетанковых и механизированных войск.

В апреле 1953 года Руссиянов вышел в запас, затем в отставку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за личное мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, гвардии генерал-лейтенанту в отставке Ивану Никитичу Руссиянову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За заслуги перед Отечеством боевой генерал был также награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орден Суворова II степени.

Умер И.Н. Руссиянов 21 Марта 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

 

Оставить ответ