Вкусная Смоленщина. Какая же история без кухни?

(Окончание. Начало 10 марта, 11 марта, 16 марта, 29 марта)

Начало XIX века было трагическим для Смоленска. Война 1812 года нанесла городу раны, от которых он не мог оправится несколько десятилетий. О том, как жили смоляне в эти годы и чем питались написал в 1894 году в своей книге «Смоленск и его история» С.П. Писарев. Оказывается «картофель еще не вошел в большое употребления, его особенно и не любили. В большом ходу был пустарнак (корень) и его примещивали к картофелю 1/3». Небольшой комментарий к «пустарнаку». Это – пастернак, о котором в России практически не слышали. А вот в Европе до того, как картофель занял одно из первых мест среди овощей, большинство овощных блюд готовили именно из пастернака. Здесь этот корнеплод произрастает в диком виде и широко распространен. Пастернак представляет собой травянистое двухлетнее растение с множеством соцветий, напоминающих зонтик. В пищу употребляют крупный корнеплод, который похож на смесь редьки и моркови. 

Но продолжим цитировать смоленского историка: «Употребляли в летнюю пору «гарбуз», т.е тыкву. Лакомились цареградскими орехами, кедровыми орехами. Тоже лакомились слоеными, или сусленными пряниками. Пили с медом целительные травы чембор, зверобой, шалфей».

После войны 1812 года на волне общего подъема патриотизма стал возрождаться интерес к русской национальной кухне. В первой половине XIX века начинаются сбор и обработка русского кулинарного наследия. Но настоящий ренессанс русской национальной кухни начался в середине XIX века.

После реформ Александра II кулинарную моду начинает диктовать незамутненное офранцуживанием и онемечиванием русское купечество. Крестьянские корни, традиционное воспитание и генетическая память определяют кулинарный репертуар в русских домах и трактирах. 

Однако без иностранцев не обошлось. В Россию в этот период приезжает ряд французских поваров. Первым значительно реформировавшим русскую кухню был повар Мари-Антуан Карем, работавший при императорском дворе. Эта реформа коснулась в первую очередь порядка подачи блюд к столу. Произошло возвращение от францзской подачи, когда все блюда выставлялись одновременно, к исконно русской, посменной подаче. Вместе с тем было сокращено число перемен до 4-5 раз. Также было введено чередование легкой и тяжелой пищ. Мясо животных и птиц уже не подавали целиком, а предврительно нарезали. Отказались и от сохранявшейся в силу традиций мучной подболтки супов. Был введен безопарный способ приготовления теста на прессованных дрожжах, что позволило существенно сократить время на подготовку теста с 12 часов до 2. Русской кухне было привито смешивание продуктов и точные дозировки в рецептах, в результате чего на столах появились салаты, винегреты, гарниры. 

В середине XIX века в качестве гарнира стал широко использоваться картофель. В этот период национальная кухня обогатилась помидорами. Постный стол пополнился новым видом растительного масла – подсолнечным, который потеснил другие русские масла.

Обновление русской кухни связано с появлением ресторанов и дворянских клубов. Рестораны появились во Франции в конце XVIII века и быстро завоевали популярность в странах Европы. Перед войной 1812 года в обеих российских столицах насчитывалось несколько десятков ресторанов. В них сформировалась ресторанная кулинарная школа, основой которой стали русская народная кухня и лучшие достижения французской кулинарии. Одновременно с реформированием кухни богатых слоев населения шел и другой процесс – собирание, восстановление и разработка забытых старинных русских рецептов, стихийно протекавший в провинции, в помещичьих усадьбах.

Интерес к национальным кулинарным традициям проявился в написании многочисленных кулинарных книг и пособий. В 1861 году вышла в свет книга Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, Или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», сразу же ставшая российским бестселлером. В этой книге, среди прочих можно найти рецепт пудинга из смоленских круп с мармеладом (если говорить современным языком, манного пирога с фруктовым пюре). Оказывается и манная крупа называлась смоленской. Рецепт этого пудинга можно найти и в трехтомном «Альманахе гастрономов» Игнатия Рудецкого, изданного в 1852-1855 годах. Из смоленской манной крупы готовилась и всем известная гурьевская каша.

Своеобразие смоленской кухни определило еще одно важное обстоятельство. Называлось оно «чертой оседлости». Это была граница на территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Конечно, это не была узкая полоска земли – ее территория  составляла 1,224,008 квадратных метров.

Сама Смоленщина в эту территорию не входила, но ее соседство с Минской, Витебской и Могилевской губерниями, где в черту оседлости входили специально отведенные местечки, привело к тому, что и в Смоленской губернии евреи составляли большой процент населения. Основными районами их поселений были Смоленский и Рославльский уезды, а также большие торговые города Велиж, Монастырщина, Рудня.

К 1917 году на Смоленщине образовалась одна из наиболее крупных в государстве еврейских общин. Так в одном только Смоленске проживало более 6000 евреев – 10 процентов от населения города. И фаршированный карп, форшмак, куриный бульон, сладкий соус, струдель тоже стали смоленской кухней.

В ХХ веке с кординальным изменением в России социального строя на смену трактирному и ресторанному промыслу пришло общественное питание со своей очень неоднозначной пищей. За годы советской власти общепит превратился в крупную отрасль народного хозяйства. Правды ради надо сказать, что государство уделяло ей огромное внимание: через систему кулинарных школ, техникумов, вузов готовились профессональные кадры, были созданы сборники рецептур блюд и кулинарных изделий.

В 1939 году под кураторством наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна выходит «Книга о вкусной и здоровой пище», ставшая самым известным кулинарным пособием СССР. За время существования советского государства эта книга переиздавалась практически каждый год. Но нашего особого внимания заслуживает издание 1952 года, когда к сотрудничеству в ней был приглашен ученый, дипломат и кулинар Вильям Похлебкин. Исследователь и популяризатор кулинарии опубликовал немало рецептов национальных и региональных кухонь. Среди них и рецепт «Кашицы смоленской», для приготовления которой требовались гречневая крупа, корень пастернака, лук, петрушка и сметана.

В 1955 году специально для приготовления блюд в ресторанах был издан фундаментальный труд «Кулинария». Лишне говорить о том, что книга была переполнена рецептами национальных блюд советских республик – узбекских пловов, грузинских шашлыков, украинских борщей, белорусских картофельных оладьев…

Новый этап пищевой индустрии начинается с началом глобализации. В русском меню появляются суши и роллы, картошка фри и хот-доги, шаурма и биг Маки. Но как ни парадоксально, чем больше мы употребляем всякой заморской всячины, тем сильнее проявляется у нас интерес к русской национальной кухне, к традициям русского застолья. Наверное, это один из инстинктов самосохранения. История, культура, традиции и обычаи предков, в том числе и кулинарные, – это наша сегодняшняя реальность, позволяющая нам оставаться русскими.

Наше повествование о смоленской кухне это не только путешествие во времени. Сегодня стал очень популярным тренд, получивший название гастродипломатия – представление страны через ее национальную кухню. Хотя название и недавнее, но пользовались приемами народной гастродипломатии веками. И сейчас через особенности, предпочтения и вкусы традиционной смоленской кухни мы хотим гостеприимно открыть двери в самобытный и неповторимый мир этой древней русской земли – земли созидания и силы духа.

Добро пожаловать!