Татарский Сабантуй собрал все диаспоры Смоленска

5 июня в Смоленске на базе отдыха «Смена» в Красном бору состоялся, ставший уже традиционным для города, праздник Сапбантуй.

Примечательно, что с каждым годом праздник этот, традиционный для народов Татарстана, Башкирии, собирает все большее число участников. Вот и нынче на праздник собрались практически представители всех диаспор, проживающих на Смоленщине. Были и гости из  Казани.

Поприветствовать участников мероприятия пришли местные власти, депутат Смоленского городского Совета Светлана Новикова, советник-эксперт Администрации Смоленской области по национальным вопросам Елена Ульяненкова,  главный специалист Департамента по внутренней политике Руслан Сидоренков, члены Правления Смоленского отделения Международного общественного фонда «Российский фонд мира».

Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так,  ещё в 921 году христианской эры,  его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фатлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. В 1979 году Ф. С. Хакимзяновым в Алькеевском районе Татарстана была обнаружена единственная эпитафия булгарского периода, предположительно 1292 года, содержащая надпись «Saban tuj kon ati» — «День Сабантуя».  Как это напоминает наши Смоленские курганы, которые и находятся-то в непосредственной близости от Красного бора, где вот уже который год празднуется Смоленский Сабантуй!

Впервые Сабантуй  письменно зафиксирован в XVIII веке в путевых записях русского лексикографа, натуралиста и путешественника Ивана Ивановича Лепёхина и немецкого этнографа, учёного Георги Иоганна Готлиба.  Георги Готлиб  писал: «Пахатной ихъ праздник (Сабантуй) во всем, кромъ молитвъ, творимыхъ Муллою, сходетствуетъ съ … Черемисским. Хотя земледълiе у нихъ и не въ чести; однакожъ въ праздникъ сей съезжается верхомъ всякая деревня, не исключая ни женъ, ни детей, на свои пашни, слушаетъ приносимое Муллою моленiе о плодородiе земли и изобилiе въ травъ, и забавляется потом попойкою, пляскою, пъснями, рыстанiем въ запуски и тому подобными».

И на Смоленском Сабантуе были приветствия от властей Татарстана, напутствие от Муллы. Приветствия местного руководства.  Были   пляски, как татарские, так и русские, белорусские в исполнении  творческих коллективов Дворца культуры г.Ярцево. Были песни, в том числе на татарском языке в исполнении гостей из Татарстана и уже смолянки, замечательной певицы,  Венеры Шириповой. Были спортивные состязания, турниры смельчаков, игры, катание на лошадях. Гости отведали блюда татарской кухни.

Подобные праздники национальных диаспор стали уже на Смоленщине традиционными. Совсем недавно состоялся праздник «Семья многонациональная».  В апреле месяце о своих традициях поведали живущие  в регионе армяне и узбеки.  В марте состоялись празднества азербайджанской и цыганской диаспор.  До этого  прошли мероприятия в немецкой, еврейской, польской диаспорах. В июне намечается праздник местных литовцев.  В сентябре свое 100-летие на Смоленщине отметит латышская диаспора.  Праздники эти  в этом году проходят в рамках проекта «За единство российской нации. Смоленск — город-плот»  РОА «Национальный конгресс Смоленской области», а начало им было положено в далеком  уже 2000-ом году, когда и организовалась Ассоциация «Национальный конгресс Смоленской области». Тогда организаций в ней было всего пять, сегодня – 21. Тогда еще мало кто знал о Конгрессе, сегодня без его мероприятий, праздника «Дни национальных культур в Смоленске» мало кто представляет  жизнь региона.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 года № 79-рп и на  основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом.

Оставить ответ