Генеральный авиаконструктор Семен Алексеевич Лавочкин

«Лавочкины летят!», — с гордостью произносили советские бойцы, заслышав над Берлином в мае 1945 знакомый гул истребителей. Это летели «Ла-7», созданные советским авиаконструктором Семеном Алексеевичем Лавочкиным.

Семен Алексеевич Лавочкин родился в Смоленске в семье учителя. Часть детства провел в уездном городе Рославле, где окончил городское училище. Затем учился в гимназии в Курске, которую окончил в 1917 году с золотой медалью, проявив незаурядные способности в физике и математике.

В 1918 года семнадцатилетний Семен вступил добровольцем в Красную Армию.

В конце 1920 года Лавочкин был демобилизован и направлен на учебу в Московское высшее техническое училище имени Баумана. В училище Лавочкин выбрал аэромеханический факультет, где еще читал лекции «отец русской авиации» профессор Н.Е. Жуковский.

Теоретический курс обучения Семен Лавочкин завершил в 1927 году. Но прежде чем приступить к дипломному проекту, молодой инженер должен был поработать на производстве, накопить опыт для грамотного проектирования. Для преддипломной практики он выбрал известное КБ А.Н. Туполева. В это время на заводе внедрялся в серийное производство первый советский бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) созданный авиаконструктором.

Работал Лавочкин не только в контрукторском бюро, но и в цехах. Это позволило будущему инженеру обогатить теоритические знания производственной практикой. Сочетание блестящих идей с требованиями и возмодностями технологии и стало одной из главных особенностей всей его конструкторской деятельности.

В 1929 году, продолжая работать на заводе, С.А. Лавочкин защитил диплом – проект бомбардировщика. В последующие годы он работал еще в нескольких московских конструкторских бюро над самолетами разных типов, пройдя путь до ведущего конструктора. В 1938 году по приглашению Туполева Лавочкин перешел на работу в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) Наркомата обороны СССР. С тех пор главной специализацией конструктора стали истребители. Многие из спроектированных им моделей (ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7) сыграли огромную роль в воздушных сражениях Второй мировой.

В начале 1940 года начались испытания ЛаГГ-1. Потом по требованию военных Лавочкину удалось успешно решить проблему увеличения дальности полета почти вдвое – так родился ЛаГГ-3 (ЛаГГ-2 никогда не существовал, поскольку по государственной нумерации истребители носили только нечетные номера, а четные присваивались бомбардировщикам).

В годы войны Лавочкин существенно переработал ЛаГГ-3. В истребителе был заменен двигатель, существенно усилена плоскость крыла, что резко увеличило боевые возможности самолета. Также в военные годы Лавочкин создал десять серийных и экспериментальных истребителей, в том числе Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в боях.

Уже при первом применении Ла-5 в боевых условиях с 14 по 24 августа 1942 года 19 истребителей совершили 180 боевых вылетов и в 27 воздушных боях летчики полка сбили 16 самолетов противника. Всего в 1941-1945 годах были построены 22 500 самолетов конструкции Лавочкина. 21 июня 1943 года авиаконструктор был награжден орденом Ленина и получил звание Героя Социалистического труда.

С 1945 года Лавочкин стал главным конструктором авиазаводов в Москве и Химках. В первые послевоенные годы в его конструкторском бюро были созданы последние поршневые истребители – цельнометаллический самолет Ла-9, учебно-тренировочный Ла-180 и дальний истребитель Ла-11. В конце 40-х – начале 50-х годов Ла-9 и Ла-11 составляли костяк истребительной авиации СССР.

А КБ Лавочкина тем временем перешло к разработке реактивных истребителей. Самолет Ла-160, созданный в 1947 году, стал первым в нашей стране самолетом со стреловидным крылом. Благодаря новому конструкторскому решению 26 декабря 1948 года впервые в СССР на истребителе Ла-176 летчик Соколовский достиг скорости звука в полете со снижением.

В 1950 году ОКБ С.А. Лавочкина было поручено спроектировать, построить, испытать и внедрить в серию новейшие образцы ракет класса «земля-воздух». В результате им были разработаны наземные зенитные управляемые ракеты, а также ракеты класса «воздух-воздух». В 1955 году лавочкинскими ракетами была оснащена система ПВО «Беркут», защищающая Москву. За создание первых отечественных зенитных управляемых ракет конструкторское бюро Лавочкина в 1956 году было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а сам конструктор получил вторую звезду Героя Социалистического Труда.

Во второй половине 1950-х Лавочкин и возглавляемое им КБ занимались созданием межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря» и нового зенитного комплекса ПВО «Даль», оснащенного ракетами класса «земля-воздух» большой дальности.

«Буря» – первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования. Она предназначалась для полетов на расстояние до 8 000 километров, на высотах до 25 километров, достигала скорости 3700 километров в час. Стартовый вес ракеты составлял 95 тонн, вес маршевой ступени 33 тонны, вес боевой части – 2,35 тонны. Полет на максимальную дальность вместе с подъемом и разгоном длился около 2,5 часов. При разработке «Бури» впервые в СССР был создан сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, сконструирована автоматическая астронавигационная система управления полетом и применена механическая обработка и сварка титановых сплавов.

Умер С.А. Лавочки от сердечного приступа во время испытаний на полигоне Сары-Шаган в Казахстане в ночь с 9 на 10 июня 1960 года и был с почестями похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Оставить ответ