Смоленщина – земля великих имен. Народный артист советского союза Анатолий Дмитриевич Папанов

Анатолий Дмитриевич Папанов –актер, обладавший ярким и многогранным талантом. Созданные им образы стали классикой кинематографа, а произнесенные им фразы – крылатыми.

Ранние годы и детство Анатолия прошли в г. Вязьме Смоленской области. Здесь он появился на свет 31 октября 1922. Его отец – Дмитрий Филиппович – служил в одной из местных военных частей. А мама работала в швейном ателье. Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца. От него он перенял любовь к театру. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости и постоянно участвовал в любительских спектаклях.

В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толя пошел в школу, но в учебе не усердствовал и о высшем образовании не задумывался. После окончания десятилетки юноша устроился литейщиком в ремонтную мастерскую шарикоподшипникового завода. Как-то приятель Папанова позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, это и определило судьбу будущего актера. Именно здесь он постиг азы театрального искусства. В эти годы юный артист сыграл свою первую роль в кино. Это была массовка в легендарной советской ленте «Ленин в Октябре».

Вскоре грянула Великая Отечественная Война, и молодого рабочего в первый же день призвали в Красную Армию. В период военных действий старший сержант Анатолий Папанов командовал артиллерийским взводом. В 1942 году из-за тяжелого ранения, полученного в боях под Харьковом, он был отправлен в госпиталь и с инвалидностью третьей группы демобилизован. Через много лет об этом времени зрителям напомнит роль генерала Серпилина в экранизации романа Симонова «Живые и мертвые».

Домой молодой человек поехал не сразу. Несколько месяцев он в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая раненных бойцов песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов и задумался о том, что, возможно, именно актерская деятельность – его призвание. И вернувшись в Москву летом в 1942 годау он решил поступать в театральный институт.

В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в вузе был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав какое-нибудь стихотворение. Прослушав его, Тарханов был немало удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в институт и зачислен сразу на второй курс.

Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша имеет выдающийся талант. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он уже был известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом уехал в Литву.

В 1948 году Папанову и его жене предложили место в московском Театре Сатиры, и супруги вернулись в Москву. В этом театре Анатолий Дмитриевич стал настоящей звездой и настоящей легендой. Этой сцене он отдал сорок лет своей жизни, создав на ней более пятидесяти замечательных образов. Некоторые из его спектаклей впоследствии даже транслировались на телевидении. А это в те времена было невероятным успехом.

Параллельно с работой в театре Папанов плодотворно трудился и на кинематографической ниве. За свою яркую карьеру этот замечательный актер исполнил более шестидесяти пяти прекрасных ролей в различных фильмах. Весьма примечательно, что Анатолий Дмитриевич всегда превосходно играл как комических, так и драматических персонажей. Комедийные фильмы соседствуют в его фильмографии с глубокими и проникновенными лентами. Именно в этой многогранности и заключался главный талант актера. Наиболее известными стали кинокомедии «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Служили два товарища», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и другие. Уникален творческий дуэт Папанова и Андрея Миронова.

В 1963 году режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые» и роль генерала Федора Серпилина Папанову предложил сам писатель. Успех фильма был грандиозный – картина получила международное признание и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. Вслед за «Живыми и мертвыми» был сняты фильмы «Возмездие» и «Белорусский вокзал».

У артиста было две роли, которые особенно запомнились и полюбились зрителям. Первая – контрабандиста Лелика из легендарной комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но советский народ оценил этот яркий образ по достоинству. Папанова до конца жизни узнавали на улицах именно благодаря роли в этой ленте.

Вторая роль политического ссыльного Копалыча в фильме «Холодное лето 53-го», снятого в 1986 году в полной мере раскрывает драматический талант Анатолия Дмитриевича. Этот образ стала последним в жизни прекрасного артиста.

Кроме того, популярными стали также мультфильмы с участием Анатолия Папанова. За свою карьеру талантливый актер озвучил самых разнообразных анимационных героев. Одной из наиболее известных работ Анатолия Дмитриевича, конечно же, стала работа над озвучиванием Волка из мультика «Ну, погоди».

В 1980 годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре, преподавать в ГИТИСе. Жизнь артиста внезапно оборвалась в 1987 году от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

За время своей работы артист удостоился множества наград, отметивших его заслуги перед кинематографом. В 1973 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. В 1966 году за роль Серпилина в фильме «Живые и мертвые» он стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. За роль Копалыча в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего» в 1989 году А.Д. Папанов посмертно был удостоен Государственной премии СССР.

31 октября 2012 года к 90-летнему юбилею великого актера на его родине в Вязьме, в историческом центре города, ему был установлен бронзоавый памятник.

Оставить ответ