Защитникам и освободителям Смоленщины посвящается. Кровавый порядок

(Продолжение. Начало 3 марта, 11 марта, 14 марта, 17 марта, 25 марта)

Первоначальная численность гетто была незначительной, шли туда добровольно те, кто из-за пожаров был лишен крова. Но вскоре ситуация изменилась. Городская охрана вместе с фельджандармами вылавливала евреев и загоняла их в гетто насильно.

Относительно численности узников смоленского гетто в архивных источниках значатся цифры 2-2,5 тысячи человек. Но, несомненно, их было значительно больше. Известно, что к 15 июля 1942 года в гетто находилось около двух тысяч человек. Однако есть сведения, что в течение зимы 1941-1942 годов в нем умерло несколько сотен человек. Умирали от болезней, холода и голода…

Жили скученно, по 6-5 семей в доме. Хлебный паек выдавался только работающим – 200 граммов в день, а работали евреи на самых грязных и тяжелых работах: чистили улицы, выгребные ямы, paзбирали разрушенные кирпичные здания

15 июля 1942 года, по настоянию оккупационной администрации, в Смоленске была проведена самая крупная акция по уничтожению еврейского населения.

В ночь с 14 на 15 июля отряд жандармерии с участием городской стражи ворвался в гетто. Хватали всех – стариков и детей, мужчин и женщин. Узников вывезли в район деревни Могалищина Корохоткинского сельсовета, где на опушке Вязовеньковской рощи заранее была приготовлена глубокая и длинная траншея.

О том, что произошло в Вязовеньках свидетельствует Акт о массовых расстрелах гитлеровцами жителей г. Смоленска летом и осенью 1942 года:

«Мы нижеподписавшиеся представители органов Советской власти, Керус К.А. и Гуменюк А.М. и колхозники колхоза им. Молотова, являющиеся жителями д. Могаленщина Корохоткинского сельского Совета Смоленского района и области Филиппов Михаил Филиппович, Чусунов Павел Петрович, Косенков Адрей Савельевич и Сергеенков Петр Емельянович, составили настоящий акт о том, что при осмотре на опушке Вязовеньской рощи, ранее входившей в территорию дома отдыха летного состава Красной Армии, которая расположена в 1 км от д. Могаленщина на запад параллельно дороге Танцова роща – совхоз «Посово» (примерно в 150 м от указанной дороги) [обнаружены] могилы с трупами расстрелянных немцами мирных граждан, проживавших в захваченном оккупантами г. Смоленске.

Названные могильники являются: одна специально вырытая траншея 50 м длины, 2,5 м ширины и 2 м глубины, в которой захоронены свыше 3 тыс. человек мирных граждан г. Смоленска, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками. Кроме того, в непосредственной близости к этому могильнику прилегают еще три могильника размером: длина 5 м, ширина 4 м и 2 м глубина, в каждом из которых также захоронено по 150-170 человек мирных граждан г. Смоленска, расстрелянных немцами в 1942 году. Таким образом, на этом месте всего захоронено жертв немецкого произвола свыше 3500 человек.

Опросом местных жителей-очевидцев установлено, что в первой половине июля 1942 года в д. Могаленщина прибыла команда военнопленных и полицейских, всего свыше 20 человек, которая приступила к рытью указанной выше траншеи. 15 июля примерно в 2 часа ночи из Смоленска стали прибывать машины с еврейским населением города, которое на основании приказа немецкого командования было еще в начале года согнано на жительство в пос. садки. Всю ночь и первую половину дня 15 июля 1942 года из Садков были слышны вопли и крики женщин, насильно загоняемых в машины. Из Садков евреи, в том числе женщины, дети и старики, свозились на грузовых машинах к вырытой траншее. Все машины, возившие еврейское население города, были черного цвета, с совершенно закрытым кузовом, в котором входная дверь находилась сзади и была закрыта на замок. Около 10 таких машин ходили до 4-х часов дня, а затем все свезенные к траншее евреи были расстреляны и захоронены. В этот день одновременно было умерщвлено около двух тысяч человек еврейского населения города, которое заполнило примерно две трети могильника. Остальная часть была не зарыта и некоторое время пустовала. На дне незаполненной части траншеи стояла просочившаяся кровь расстрелянных, уровень которой доходил до колена. Около места расстрела валялись женские гребенки, разная одежда, заколки, мужская, женская, детская обувь и другие предметы, принадлежавшие расстрелянному населению г. Смоленска.

Впоследствии после расстрела еврейского населения пустовавшая часть траншеи была заполнена трупами граждан г. Смоленска, которых немецкие захватчики расстреляли на этом месте. Заполнив указанную траншею, немцы дополнительно вырыли еще три могильника, в которых захоронены мирные граждане г. Смоленска, расстрелянные немцами в разное время в 1942 г. на опушке Вязовеньской рощи.

Кроме того, в 50 метрах на восток от этих могильников в глубине Вязовеньской рощи обнаружена специально оборудованная между двух деревьев виселица, на перекладине которой сохранился остаток веревки. Около виселицы имеется могильник с неизвестными лицами, которые захоронены немцами, о чем и составлен настоящий акт (следуют подписи)» (ЦГАОР, ф. 7021, оп. 44. д. 1092 л. 4-5.).

В 1967 году в Вязовеньках установлен памятник погибшим «узникам гетто». Его инициаторами выступили родственники погибших. С 1992 года ежегодно 15 июля у памятника проходят траурные церемонии и митинги. С 2015 года памятник с прилегающими территориями взяла под свою опеку общественная организация «Национальный конгресс Смоленской области».

Всего во время Второй мировой войны на Смоленщине было создано 15 еврейских гетто, где были жестоко убиты более 18 тысяч узников.

«Особые массовые изуверства совершали фашистские изверги над еврейским и цыганским населением. Евреи и цыгане были истреблены поголовно и повсеместно» – это строки из документов областной комиссии, занимавшейся расследованием преступлений фашистских захватчиков на Смоленской земле.

 

Оставить ответ