Защитникам и освободителям Смоленщины посвящается. Смоленское сопротивление

С первых дней оккупации народное сопротивление врагу превратилось в яростную партизанскую войну. Смоленщина стала одним из главных центров антифашистской борьбы на территории нашей страны. Решающую роль в формировании и расширении партизанского и подпольного движения в области играли партийные и советские государственные органы.

18 июля 1941 года ЦК партии принял специальное постановление «Об организации борьбы в тылу германских войск», в котором давались указания о подготовке партийного подполья, организации, комплектовании и вооружении партизанских отрядов, определялись задачи партизанского движения.

В начале июля 1941 года, на первом этапе народного сопротивления, Смоленский обком ВКП(б), секретарем которого в то время был Д.М. Попов, обязал горкомы и райкомы партии создавать подпольные партийные комитеты, закладывать в лесах тайные продовольственные склады, формировать и вооружать партизанские отряды. Завершить эту работу до вторжения немецко-фашистских войск на территорию области не удалось, но она не прекращалась и в условиях боевых действий.

К концу июля враг оккупировал 19 районов области, захватил Смоленск, Ельню и ряд других городов. Обком перебазировался в Вязьму и оттуда руководил всей военно-организаторской работой. С 10 по 25 июля было сформировано 54 партизанских отряда общей численностью 1160 бойцов. Несколько отрядов – Слободской партизанский отряд под командованием секретаря райкома партии М.Н. Шульца, Глинковский отряд секретаря райкома Ф.Ф. Зимонина, Ярцевский – секретаря горкома Ф.В. Кузнецова, – вступили в борьбу с гитлеровцами сразу же при их появлении на Смоленской земле. Однако не все отряды смогли развернуть боевые действия. Некоторые из них были рассеяны в первых же боях, другие сражались в составе наших войск и отошли вместе с ними при отступлении.

Смоленск вступил в борьбу с врагом с первых дней оккупации. Гитлеровцы окончательно заняли город 30 июля. А уже 31 июля на Базарной площади сгорела фашистская автоколонна с продовольствием, возле Соборной горы были взорваны два вражеских танка. Это было только начало. Через несколько дней на Витебском шоссе взлетела на воздух гитлеровская автомашина с боеприпасами, упал под откос, шедший из Смоленска эшелон с боевой техникой и живой силой противника, на Покровке сгорел вещевой склад оккупантов. В эти же дни в городе появились листовки, призывающие жителей оказывать всяческое сопротивление фашистам.

Все эти диверсии совершали простые советские люди, горячо любившие свой город, свою Родину. Это они поднялись на смертельную борьбу с фашизмом.

Сопротивление врагу набирало силу. Смоленские патриоты уничтожили крупный фашистский склад боеприпасов на Сокольей горе, вывели из строя паровоз на станции Смоленск, подожгли платформу с бочками горючего. Полевая жандармерия выследила и арестовала 30 человек, среди которых были железнодорожники Я.Е. Гуго, Б.М. Чугунов, М.Ф. Иванов, Г.И. Тормозов, Ф.С. Иванов. Всех их гитлеровцы расстреляли 30 августа 1941 года во дворе смоленской тюрьмы. Но репрессии и преследования не смогли сломить и поколебать боевой дух советских людей. На борьбу поднимались новые герои.

В начале октября 1941 года в городе нелегально поселились бойцы из диверсионного отряда имени Ленина. Отряд был скомплектован находившимся в Вязьме обкомом партии специально для подпольной борьбы в районе Смоленска. Легализовавшись, они устроились на работу: Петр Яковлев – механиком водокачки на станции Кардымово; Алексей Коляпо, Сергей Афанасьев, Федор Абрамов – на станции Смоленск; Юрий Можанский – по партийному заданию в городской полиции; Татьяна Бодуленкова стала хозяйкой явочной квартиры. Эта группа, сплотив вокруг себя надежных людей, занималась диверсиями на железнодорожном транспорте.

Успешно действовал диверсионный отряд А.А. Нестерова. В середине октября в самый разгар генерального наступления гитлеровцев на Москву бойцы этого отряда пустили под откос эшелон с живой силой противника на станции Присельская – в пятнадцати километрах восточнее Смоленска. Отряд М.С. Жуковского на перегоне Духовская – в семи километрах от Смоленска, – пустил под откос, следовавший к фронту эшелон с вражескими танками. В результате этой диверсии железнодорожный участок Смоленск – Ярцево был на двое суток выведен из строя.

Бесстрашно действовала в городе подпольная группа коммунистки Е.А. Дуюн. Подпольщики распространяли листовки, переправляли патриотов к партизанам в Касплянские леса, организовывали побеги из еврейского гетто.

Мужественно боролась с немецкими оккупантами патриотическая группа Евгения Демина. Группа совершала диверсии, добывала оперативную информацию для советского командования. В одном из донесений сообщалось: «Гарнизон Смоленска – 10-12 тысяч. Штаб фронта – бывший областной пионерлагерь. Штаб гарнизона – в здании электротехникума. Швейная фабрика – склад электромоторов. Площадка у клуба имени Андреева – 46 тяжелых орудий. В здании средней школы Колодни – офицерская школа – 240 человек. Установлены новые зенитные батареи в Семичевке, Вишенках, на Рачевке. На территории бывшего военного городка – крупный склад боеприпасов: лежат в штабелях, укрытых сверху маскировочными щитами» Такие сведения помогали советской авиации наносить по вражеским целям точные бомбовые удары.

Нелегальные патриотические группы были созданы в пригородах Смоленска: Шейновке, Серебрянке, Красном Бору, Гнездове, на станции Смоленск-Сортировочная.

К концу 1941 года большинство подпольных групп города установило между собой связь. Состоялось конспиративное совещание их руководителей, на котором был создан объединенный штаб групп – подпольный партийный центр, возглавил который бывший заместитель секретаря партийного комитета железнодорожного узла Б.И. Попов.

После полной оккупации Смоленщины в тылу врага была создана широкая сеть подпольных партийных органов и организаций. В ноябре 1941 года в районах действовали 32 подпольных райкома партии и 16 подпольных райкомов комсомола, в 7 районах подпольную работу вели отдельные члены бюро РК ВКП(б). Они налаживали связи со всеми патриотическими силами, создавали нелегальную сеть подпольных партийных организаций, организовывали сбор оружия на полях недавних сражений, создавали партизанские группы и отряды, возглавили вооруженную и другие формы борьбы против немецко-фашистских оккупантов.

Почти в полном составе начал работать Дорогобужский подпольный райком партии (секретарь И.А. Булейко). Под его руководством в деревнях района были созданы подпольные партизанские группы. На их базе возникли партизанские отряды «Ураган», «Дедушка», «Дед», «Чайка» и другие – костяк будущего партизанского соединения «Дедушка».

В 1942 году отряд «Дедушка» был разделен на несколько отрядов. В частности из его состава в последствии был сформирован партизанский отряд № 47. Его командиром был Н.Г. Серегин, комиссаром – П.А. Войтенков. Отряд нападал на колонны и обозы гитлеровцев, вел подрывную деятельность. В сентябре 1943 года отряд Серегина соединился с частями Красной Армии.

Ельнинские подпольщики под руководством второго секретаря райкома партии И.П. Гусева создали десятки патриотических групп. Одну из них организовал председатель сельсовета П.А. Паненков, другую – в южной части района – директор Коробецкой школы В.В. Казубский и секретарь райкома ВЛКСМ А.Ф. Юденков.

Знаменский подпольный райком ВКП(б) к декабрю создал 25 партизанских групп, сведенных в отряд «Смерть фашизму». Подобная работа была проведена во Всходском, Глинковском, Карджымовском, Ярцевском, Духовщинском, Батуринском, Издешковском, Андреевском, Сычевском, Холм-Жирковском, Ершичском и других районах.

Немало партизанских отрядов было организовано по инициативе беспартийных патриотов. В Демидовском районе, например, активно действовал отряд «За Родину», созданный жителем деревни Новые Пересуды Н.М. Митрофановым. Организаторами одного из отрядов в Духовщинском районе стали Г.Х. Шеленков и Е.С. Севостьянов из деревни Каменка, М.Т. Воробьев, Ф.И. Метлицкий, Н.И. Иванов из деревни Пастрихово. Отряд «Дедушка» в Дорогобужском районе возглавил беспартийный московский ополченец В.И. Воронченко.

В начале войны по всей области были организованы небольшие еврейские партизанские отряды. Их бойцы уходили из гетто маленькими группами, искали оружие, прятали его, а потом снова возвращались. Покидать гетто было нельзя – если бы кого-то не досчитались, пострадали бы остальные.

Многие из организаторов еврейских отрядов были до этого участниками подпольных организаций. Одной из главных целей, которую ставили перед собой евреи-партизаны, было спасение оставшегося еврейского населения. Рядом с партизанскими базами нередко создавались семейные лагеря, в которых находили убежище беглецы из гетто – женщины, старики и дети.

По данным Западного штаба партизанского движения на 15 октября 1944 года на Смоленщине сражалось 162 еврея-партизана. Десятки евреев служили в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения (ОМСБОН), бойцы которой составили основу многих партизанских отрядов. В отряде ОМСБОН в тылу врага сражался Лазарь Паперник, которому первому из бойцов бригады в июне 1942 г. было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Важную роль в развитии партизанской борьбы на оккупированной территории Смоленщины сыграли военнослужащие, которые оказались в окружении и не смогли пробиться на соединение с Красной Армией. Именно солдаты и офицеры, не сдавшиеся в плен и решившие продолжать борьбу с врагом на оккупированной территории, стали костяком основных и наиболее боеспособных партизанских соединений на Смоленщине. Среди них – отряды «Тринадцать», «Северный медведь», «Смерть фашизму», «За Родину». К лету 1942 года доля солдат-окруженцев в партизанских отрядах составляла 60%.

В Дорогобужском районе действовало более 20 партизанских групп, созданных при участии армейских коммунистов. Одним из отрядов руководил попавший в окружение лейтенант-танкист С.В. Гришин. В Касплянском районе организатором одного из отрядов был старший лейтенант И.Р. Шлапаков. На территории Всходского района командиром отряда «Северный медведь» стал капитан О.С. Барский-Грачев; на территории Ельнинского района военнослужащие Ф.Д. Гнездилов, А.М. Литвиненко, Г.С. Амиров организовали отряд, ставший впоследствии основой партизанского полка им. 24-й годовщины РККА.

Военнослужащие внесли в партизанское движение дух воинской дисциплины, в короткий срок помогли партийным органам обучить и организовать тысячи патриотов в сплоченные, способные успешно сражаться с врагом боевые коллективы.

 

Оставить ответ