Защитникам и освободителям Смоленщины посвящается. Смоленское сопротивление

Продолжение. Начало 22 апреля, 26 апреля, 3 мая

Наивысшего размаха партизанская война на Смоленщине достигла на третьем этапе с сентября 1942 года по сентябрь 1943. Это было обусловлено разгромом гитлеровцев под Сталинградом и Курском, успехом наступательных операций советских войск. Расширение партизанского движения требовало более четкого централизованного руководства. Развернули свою деятельность Центральный и фронтовые (областные, республиканские) штабы партизанского движения. Западный штаб партизанского движения возглавил первый секретарь обкома партии Д.М. Попов.

Произошли качественные изменения и в организации партизанских сил. Крупные малоподвижные соединения (дивизии) расформировывались. К ноябрю 1942 года основной боевой единицей стала партизанская бригада 3-х — 4-х батальонного состава. В это время на оккупированной территории Смоленской области, кроме отдельных отрядов, действовало 12 бригад и 2 полка. Ввиду изменившейся оперативной обстановки на фронте и в тылу группы немецких армий «Центр», внимание партизанских формирований было сосредоточено на усилении ударов по вражеским коммуникациям и важным военным объектам, большинство партизанских формирований перешло к рейдовой тактике, к действиям подвижными группами и крупными боевыми единицами по тылам противника. Только в марте 1943 года партизаны пустили под откос 28 эшелонов, в мае – 56, в июне – 58, в июле – 66, в августе – 61 эшелон. Особенно отличились в разгроме коммуникаций противника полки под командованием Героя Советского Союза С.В. Гришина и подполковника И.Ф. Садчикова, бригады – 5-я Ворговская им. С. Лазо, 1-я Вадинская, 16-я и 18-я Смоленские и многие др.

О повышении эффективности деятельности партизан после смены тактики партизанской борьбы говорят результаты боевых действий частей и соединений, подчиненных Западному штабу партизанского движения. В период с июля 1941 года по июнь (включительно) 1942 года партизанами было пушено под откос 6 эшелонов врага, взорвано 23,5 км рельсов и уничтожено 5 гитлеровских гарнизонов. А уже с июля 1942 года по июль 1944 года под откос было пущено 1348 эшелонов, взорвано 182 км рельсов и разгромлено 235 гарнизонов. Как видно, несмотря на уменьшение численности партизанских соединений, действовавших на территории Смоленщины, их эффективность увеличилась в несколько раз, а по отдельным показателям – в десятки и даже тысячи раз.

В августе 1943 года советское командование приступило к реализации беспрецедентной операции «Рельсовая война», целью которой стал одновременный удар всеми партизанскими силами по коммуникациям, находящимся во вражеским тылу. Эта операция тщательно готовилась – был разработан план-задание, заброшено в тыл необходимое количество взрывчатки, налажена связь и т.д. Так, партизанам, подчинявшимся Западному штабу партизанского движения, было доставлено авиацией 16 тонн тола, 10000 метров бикфордова шнура, 100 тыс. капсюлей-детонаторов и т.д.

В ночь на 3 августа 1943 года сотни диверсионных групп по всей оккупированной зоне приступили к выполнению задания. В их числе были и партизаны Смоленщины.

В обшей сложности смоленскими партизанами в ходе этой операции было взорвано почти 19 тысяч рельсов общей длиной 230 километров. Наиболее активно диверсионные действия на вражеских коммуникациях в августе 1943 года совершал партизанский полк «13» под командованием С.В. Гришина. Подрывные группы полка с 6 на 7 августа по общему сигналу произвели 650 взрывов железнодорожного полотна. Всего же за лето 1943 года гришинцы вывели из строя 142 паровоза, 1372 вагона, 512 платформ, 283 машины, уничтожили 4824 гитлеровца и 282 полицейских.

Бойцы 2-й Клетнянской бригады (командир бригады Т. М. Коротченков, комиссар П. В. Лебедев) взорвали 120-метровый железнодорожный мост через реку Беседь и разрушили более десяти километров железнодорожного полотна на участке Рославль – Кричев.

В борьбе с фашистскими захватчиками неувядаемой славой покрыли себя 1-я Смоленская партизанская дивизия, партизанские полки имени Сергея Лазо, имени 24-й годовщины РККА, полк под командованием майора В. В. Жабо, 5-я Воргинская бригада имени Сергея Лазо, Вадинские партизанские бригады, Смоленский партизанский полк И. Ф. Садчикова, Клетнянские партизанские бригады, бригада И. Р. Шлапакова. Полк под командованием И. Ф. Садчикова и бригада И. Р. Шлапакова славно сражались на белорусской земле и дошли с боями по тылам врага до границы с Польшей.

Взрывая эшелоны, мосты, участки железнодорожного полотна, партизаны лишали гитлеровцев возможности регулярно снабжать фронт необходимыми резервами, боеприпасами, горючим. Кроме того, на охрану железных дорог фашисты вынуждены были отвлечь с фронта до 30 своих дивизий. Все это являлось ощутимой помощью Советской Армии в борьбе с фашистскими захватчиками.

Удары партизан были настолько ощутимы, что оперативные перевозки противника в августе-сентябре 1943 года сократились на 40% . Отчет германского штаба экономического руководства «Восток» за октябрь 1943 года подтверждает информацию о сокращении пропускной способности и движения железнодорожного транспорта на оккупированной территории в направлении с запада на восток и обратно. Отмечалось, что в южных районах советской оккупационной зоны в октябре могло ходить 55 эшелонов в сутки, в северных – 47, а в тыловом районе группы армий «Центр» (тыловая область «Мите») только 6 эшелонов. Эти цифры доказывают эффективность действий партизанских и диверсионных отрядов во вражеском тылу именно на западном стратегическом направлении.

Для того чтобы Смоленская область стала одним из крупнейших районов народного сопротивления в годы войны, были определенные условия – лесистая местность, большое количество военнослужащих (оказавшихся в окружении или бежавших из плена), повысивших боеспособность партизанских сил. Кроме того, значительный запас оружия и боеприпасов, оставленных на полях летних и осенних сражений 1941 года, позволил быстро вооружить тысячи партизан. Смоленский обком партии и созданная им широкая сеть партийных и комсомольских органов умело использовали эти возможности – организовали и возглавили всенародную борьбу в тылу врага. Вооруженное сопротивление на оккупированной территории Смоленской области отражало общие черты партизанского движения в годы Великой Отечественной войны.

Вместе с тем оно имело свои особенности. Их определил бывший начальник Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко: «Смоленские партизаны действовали в непосредственном тылу группы армий «Центр», иногда вблизи боевых порядков вражеских войск. Им приходилось иметь дело с регулярными частями противника. В этом своеобразие и главная особенность партизанской борьбы на Смоленщине».

Концентрация войск противника в полосе действий вражеских армий «Центр» никогда не снижалась. Здесь размещались 65 армейских штабов, 32 крупных воинских склада, 10 фронтовых аэродромов, большое количество карательных органов. Из 26 месяцев оккупации территории области в течение 24 месяцев по ней проходила линия фронта. Вооруженная борьба советских патриотов в непосредственной близости от фронта была делом исключительной сложности и трудности.

Другой важной особенностью боевых действий смоленских партизан стало их постоянное, активное взаимодействие с регулярными частями Красной Армии. Дорогобужские, глинковские, знаменские, ельнинские партизаны пять месяцев сражались в одних боевых порядках с прорвавшимися в тыл врага конногвардейцами генерала П.А. Белова, а потом прикрыли их выход через линию фронта. Активно действовали в содружестве с 8-й воздушно-десантной бригадой, высадившейся в тылу врага, издешковские и семлевские партизаны. Партизаны северо-западных районов Смоленщины находились в оперативном подчинении командования 4-й ударной и 41-й армий, выполняли их задания. Командование 39-й армии держало связь с сычевскими и андреевскими партизанами.

 

Оставить ответ