Защитникам и освободителям Смоленщины посвящается. Смоленское сопротивление

Окончание. Начало 22 апреля, 26 апреля, 3 мая, 6 мая

Партизанское движение на Смоленщине, как и в других областях, подвергшихся оккупации, было идейно однородным, высокоорганизованным и весьма эффективным. С оккупантами вели борьбу десятки тысяч оставшихся в тылу смолян – рабочих, крестьян, интеллигенции, мужчин и женщин, юношей и девушек. В ней участвовали патриоты из тыловых республик, краев и областей – добровольцы, а также попавшие в окружение или бежавшие из плена воины Красной Армии.

Из списка партизан, взятых на персональный учет Западного штаба партизанского движения, видно, что в партизанском движении принимали участие представители 45 национальностей, в том числе русских – около 17 тысяч, белорусов – 1765, украинцев – 756, евреев – 162, татар – 148, армян – 71, осетин – 66, мордвин – 64, казахов – 56, лезгинцев – 29, грузин – 16 и других.

В годы Великой Отечественной войны на Смоленщине сражались свыше 120 партизанских отрядов и соединений, насчитывавших более 60 тысяч партизан. Они уничтожили свыше 200 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, пустили под откос, подорвали и сожгли 1354 воинских эшелона, вывели из строя 633 паровоза, уничтожили 537 танков, 53 самолета, 423 орудия, 3224 автомашины, подорвали около 60 тысяч рельсов, 85 железнодорожных и 498 шоссейных мостов, сожгли 151 воинский склад, разгромили 13 железнодорожных станций.

Потери германских войск от прямых действий партизан в среднем составили 576 человек в месяц. За 24 месяца (с октября 1941 года, когда Смоленская, Брянская, Орловская области были полностью или частично оккупированы, до октября 1943 года, когда Красная Армия вышла на границы Белоруссии) в борьбе с партизанами германские вооруженные силы потеряли убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 14 тысяч человек.

Партизанская борьба на Смоленщине, как и на всей оккупированной территории, превратилась в важный фактор победы советского народа, оказала большую помощь Красной Армии, сыгравшей решающую роль в разгроме фашизма.

Многие сыны и дочери Смоленщины и других областей пали смертью храбрых в тылу врага на Смоленской земле. Из 1037 членов городских и районных комитетов партии, оставленных в тылу врага, погибло 855 человек. В борьбе с немецкими оккупантами пали секретарь обкома Г.И. Пайтеров, 42 секретаря горкомов и райкомов партии, в их числе: А.Е. Гребнев, Ф.Н. Деменков, А.А. Елисеев, И.И. Фомченков, П.Ф. Цуранов, 24 председателя райисполкомов, секретари подпольных райкомов ВЛКСМ, командир полка В.В.Жабо, командиры бригад Ф.Я. Апретов, Г.В. Очиров, руководитель подпольного центра Б.И. Попов; партизаны Владимир Куриленко и Петр Галецкий, Анна Овсянникова и Ольга Ржевская; подпольщики – учителя Е.Р. Багречева и М.М. Селянинова, врач П.В. Шестериков, фельдшер А.Н. Васильев и многие др. Всего в боях с врагом погибли около 20 тысяч партизан и подпольщиков.

Более 10 тысяч партизан и подпольщиков Смоленщины награждены орденами и медалями. Партизаны – подрывники В. Куриленко и П. Галецкий, командир партизанского соединения «Тринадцать» С.В. Гришин удостоены звания Героя Советского Союза.

По мере освобождения районов Смоленщины от оккупантов партизанские отряды и соединения вливались в ряды Красной Армии и продолжали воевать в составе регулярных частей. Партизанские полки под командованием С.В. Гришина, М.Ф. Садчикова, бригады И.Р. Шлапакова, Н.П. Петровичева, А.С. Петрова, выполняя задание командования, ушли рейдом на территорию Белоруссии и там вместе с белорусскими партизанами вели активную борьбу с захватчиками вплоть до полного изгнания их с советской земли.

Борьба партизан и подпольщиков находила горячее сочувствие и поддержку всего населения. Смоляне, рискуя жизнью, укрывали, кормили, одевали бойцов сопротивления, собирали для них оружие, помогали разведчикам. В случае необходимости сами поднимались на открытую вооруженную борьбу с врагом.

Помощь раненым партизанам и красноармейцам требовала большого гражданского мужества. Многие из местных жителей, помогавшие раненым советским бойцам, погибали.

1 января 1942 года отряд карателей вошел в деревню Дебрево Семлёвского района, там еще весной 1941 года местные жители организовали госпиталь. На момент проведения карательной акции в госпитале находилось 85 советских раненых солдат. Немецкие солдаты вывели на улицу и расстреляли 70 раненых, а оставшихся в здании 15 тяжелораненых бойцов сожгли вместе с домом. После этого в целях устрашения было расстреляно еще несколько местных жителей. В марте 1942 года в деревне Никольское этого же района гитлеровцы повесили и сожгли 26 партизан, взятых в плен (большая часть из них были раненые), и 10 местных жителей за то, что они помогали партизанам.

За помощь раненным бойцам в октябре 1941 года фашистами был расстрелян председатель колхоза «Красный железнодорожник» Н.Е. Горлов, в деревне Приказники фашисты расстреляли старика Г.С. Захарова.

Неоценимую лепту вносило местное население в сбор разведывательных данных о противнике. Практически каждый шаг оккупантов фиксировался, а информация об их действиях передавалась партизанам и советскому командованию. Подполковник вермахта Хельмут Крайдель написал статью, в которой рассказал о борьбе оккупационных войск с партизанским полком Гришина. В частности он написал о том, что партизаны всегда получали сильную поддержку от местного населения: «Подготовка карательных акций и особенно использование агентов-лазутчиков оказывались весьма затруднительными. Ход операций неоднократно доказывал, что маневры немецких войск не удается сохранить в тайне, так как противник всегда прорывался, сосредоточив свои главные силы на самом слабом участке кольца окружения».

Гражданское население Смоленщины понимало, что, встав на путь сопротивления оккупантам, оно тем самым подставляет себя под удар жестокого и разветвленного карательного аппарата, созданного захватчиками на оккупированной территории. Репрессивные мероприятия (вплоть до уничтожения) в отношении местного населения являлись одной из составляющих «нового порядка» и осуществлялись фашистами на всей оккупированной территории. Но особый размах они приобрели на территории, где широкий размах получило партизанское движение, немыслимое без активной помощи населения.

Оккупанты понимали, что очищение своего тыла от партизан возможно только при ликвидации той социальной поддержки, которой они пользовались. В германских документах отмечалось, что только в тылу немецкой группы армий «Центр» к маю 1942 года по одному лишь подозрению в причастности к партизанскому движению было убито 80 тысяч человек.

Закономерно то, что именно на западном стратегическом направлении германское командование впервые стало реализовывать тактику «выжженной земли», превращая территории, намеченные к отступлению, в «зоны пустыни». Именно в районах, где было распространено партизанское движение, и в западных районах Смоленщины, оккупация которых продолжалась почти три года, противник уничтожил наибольшее количество местного населения.

Партизанская война с гитлеровскими оккупантами стоила смолянам больших жертв. Тысячи патриотов отдали свои жизни во имя победы над жестоким врагом. Но эти жертвы не были напрасны. Советские люди приняли смерть ради защиты своего Отечества. И память о них не подвластна времени.

 

Оставить ответ