Шестого января (по новому стилю) – последний и самый строгий день Рождественского поста. Он заканчивается в тот момент, когда во время службы в центр храма выносят свечу. Она символизирует свет Вифлеемской звезды, возвестившей рождение Богомладенца. А смоленские хозяйки готовят блюда для рождественской трапезы. Некоторые используют старинные рецепты.
…Капуста свежая и квашеная, морковь, лук и кастрюля побольше. Краевед и исследователь смоленской кухни Ирина Флиманкова готовит рождественскую капусту. По смоленской традиции, на праздничном столе обязательно должна быть свинина, как можно больше и разнообразнее. А в этом блюде сразу три ее вида: сало, сырое мясо и колбасы.
«Для добавления особого вкуса берутся несколько видов колбасок, копченая колбаска обязательно, и ветчина. Тоже можно взять несколько видов».
Этот рецепт родом из Поречья. Так до революции назывался Демидов. У крестьян в городе были большие огороды, где выращивали огурцы и капусту. Само Поречье было пристанью. По реке Гобза местные купцы торговали с Ригой. Может быть потому рождественский рецепт, который до сих пор готовят в Демидове, так похож на прибалтийский или польский бигос.
Ирина Флиманкова, краевед:
«Смоленский этнос по-своему переработал польский бигос и сделал свою рождественскую капусту по-поречски. Действительно, праздничное, нарядное блюдо. Не стыдно будет на стол поставить абсолютно, на Рождество».
А на другой кухне хозяйка взялась за главное ритуальное блюдо праздника.
«Мы выпариваем мак. Две-три ложки взвара. И до той поры, пока он выпарится».
Художница и исследовательница народной культуры Елена Леднёва готовит сочиво. Первоначально этим словом называли сок маковых зерен, которым заправляли пшеницу вместо масла в самый последний и самый строгий день поста. Каждый ингредиент в сочиве – это символическое напоминание. Например, мед символизирует сладость жизни вечной, зерна пшеницы – рождение, сок мака – благодать. В сочиво на Смоленщине также добавляли сушеную сливу, лесные орехи и взвар (насыщенный компот из сухофруктов). Считалось, что если ты съешь сочива, то жизнь твоя целый год будет в достатке, в богатстве.
Рецепт ритуального блюда Елена Константиновна знает от бабушки. Та родилась в конце XIX века, и даже в советские времена, не афишируя, продолжала жить по старому укладу, готовила в сочельник особую кутью.
Елена Леднёва, художница:
«Все это называлось кутья. Но она произносила немножечко иначе: «Куття». Вот эту «куттю» делали чуть-чуть особым образом именно к Рождеству. Она была очень густая и походила на маленький тортик. Конечно, это блюдо нравилось всем. И начинался стол, естественно, с этого блюда. А потом уже постепенно пробовали все остальное».
Традиции рождественской трапезы отличались даже в разных уездах губернии, но главное, что блюда, приготовленные в сочельник, всегда приправлены ожиданием радостного праздника и предвкушением чуда.